Scorpio, если бы были подобные модификации, то действия персонала были бы другими. При первом нажатии АЗ-5 они же не хотели глушить реактор, а только остановить рост мощности, а при нынешних модификациях реактор бы и вовсе заглушился. Тем более, что тогда на 4 блоке при команде АЗ-5 в зону не шли стержни УСП. Тогда АЗ-5 была самая эффективная защита, была бы тогда БАЗ, может быть и удалось избежать катастрофы. (БАЗ глушит реактор за 2,5 секунды) С нынешними модификациями я думаю, что катастрофы удалось бы избежать. Но и с этими модификациями концевого эффекта не было бы
E30M20B20,
Quote:
Разве что если вместе с заменой кнопки на ключ была изменена и логика работы автоматики АЭС.
Да, я выше сказал, что была изменена логика СУЗ:
Quote:
в логике СУЗ предусмотрено запоминание сигнала на 40 сек.
[quoteГлавная особенность конструкции РБМК, непосредственно приведшая к взрыву - это конструкция стержней АЗ, а именно то обстоятельство, что в начале движения этих стержней в активную зону имелся эффект кратковременного увеличения мощности реактора вместо уменьшения. Вот это и исправили в первую очередь на всех остальных РБМК.][/quote] Да нет, я думаю, что катастрофу такого рода с нынешними модификациями удалось бы избежать. А вот то, что Вы сказали про стержни не совсем верно, наконечники стояли на ВСЕХ стержнях. Да, действительно при движении стержня вниз вводится положительная реактивность, "всплеск" возникает снизу АЗ, концевой эффект длится 8 секунд, а потом идет глушение реакции. Как всем известно - вода является хорошим поглотителем нейтронов
В ту ночь введенная положительная реактивность состовляла от 0,3 бета до 1,1 бета. В первую очередь в программе модернизирования всех блоков РБМК-1000 была система запоминания АЗ-5, ну и, конечно же, другие многочисленные модернизирования, как концевой эффект, новые системы защиты и так далее.
Добавлено спустя 2 минуты 24 секунды:Чем выше число вводимых в АЗ стержней, тем больше будет вводимая положительная реактивность.
Добавлено спустя 6 минут 40 секунд:Scorpio,
Quote:
И все попытки останова - штатные и аварийные были обречены
Если бы по сигналу АЗ-5 вводились бы еще стержни УСП, то аварии можно было бы избежать.
Добавлено спустя 45 минут 46 секунд:Вообще, если бы кнопку АЗ-5 не отпускали, а держали бы до конца, то такой серьезной аварии можно было бы избежать, последствия были бы меньшими. Или же просто сначала ввести с пульта все УСП, а потом АЗ-5, тогда аварии можно было бы избежать. Но кто знал?