Информационная деятельность по изучению новости: "Главная причина короткой жизни украинцев в том, что они не умеют и не хотят вести здоровый образ жизни"
(отрывок новости: "Из экономических факторов это, конечно же, условия занятости, достаточно большая доля занятых во вредных и опасных условиях. ВОЗ говорит, что все смертности: 20% - это экология, 20% - генетика, 10% - система здравоохранения, 50% - это образ жизни. В частности, с тем совершенно недопустимым образом жизни большинства наших мужчин связано то, что у нас разница 10-11 лет в продолжительности жизни мужчин и женщин".),
ставшая контрразведывательной деятельностью по изучению "не новости": "ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ДОЖИВАЛИ ДО ДРЕВНЕГО ВОЗРАСТА"?
Подробнее см.:
https://www.nkj.ru/archive/articles/10069/ (Наука и жизнь, ПОЧЕМУ ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ДОЖИВАЛИ ДО ДРЕВНЕГО ВОЗРАСТА?):
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных журналов: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "Geo" (Германия), "Science News" и "Scientific American" (США), "Recherche", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция).
Драматург Софокл, один из трех великих представителей древнегреческой трагедии, прожил около 90 лет (родился около 496, умер в 406 году до н.э.). На снимке - мраморная копия греческой бронзовой статуи, хранящаяся в Риме.
Открыть в полном размере
Этим вопросом задался сотрудник французского научно-популярного журнала "Решерш" в спецвыпуске, посвященном старению и продолжительности жизни. Действительно, мы обычно считаем, что продолжительность жизни человека неуклонно увеличивалась от каменного века, когда бесполезным для племени стариком мог считаться тридцатилетний человек, до наших дней, когда средняя продолжительность жизни в развитых странах превышает 80 лет. А всего полтора века назад Тургенев мог написать фразу: "В комнату вошел старичок лет сорока".
Тезис о постоянном росте продолжительности жизни, возможно, верен для Европы начиная со средних веков, но классическая Греция плохо укладывается в эту схему. Правда, ожидаемая продолжительность жизни новорожденного составляла всего 30 лет, но это в основном за счет высокой смертности маленьких детей. Если ребенок благополучно достигал пятилетнего возраста, то дальше он имел хорошие шансы на долгую жизнь. Специалисты заключают, что в Древней Греции средняя продолжительность жизни достигала таких вершин, которые затем были достигнуты лишь в ХХ веке.
Для суждения о том, сколько лет жили древние греки, мы можем воспользоваться надписями на могильных камнях, а также сведениями из литературы. Вот небольшой список древнегреческих знаменитостей, родившихся в VII - III веках до н. э., с указанием возраста кончины:
Питтак, тиран Митилены - около 80 лет.
Солон, государственный деятель - около 70.
Писистрат, тиран Афин - 73.
Ксенофан, философ - около 92.
Пифагор - около 80.
Анаксимен, философ - около 70.
Парменид, философ - около 95.
Аристид, военачальник - около 72.
Анаксагор, философ - около 72.
Софокл, драматург - около 90.
Еврипид, драматург - около 76.
Горгий, философ - 105 - 109.
Сократ (казнен) - 70 лет.
Гиппократ, врач - 90 или 100.
Демокрит, философ - 90 или 100.
Антисфен, философ - около 80.
Ксенофон, писатель - 75.
Платон, философ - 81.
Диоген, философ - 77 или 91.
Ксенократ, философ - 86.
Антипатр, вождь Македонии - около 78.
Теофраст, философ - 84.
Пиррон, философ - 90.
Филемон, автор комедий - около 99.
Эпикур, философ - 71.
Зенон, философ - около 72.
Клеант, философ - 99.
Тимон, философ - 90.
Аристарх, астроном - около 80.
Архимед - около 75.
Хрисипп, философ - около 73.
В тех случаях, когда в источниках имеются расхождения, возраст указан приблизительно.
Представления древних греков о возрасте, в котором человека можно считать старым, практически не отличались от современных, а если отличались - то в сторону завышения. В случае войны призывали всех до 60 лет. Сенатором в Спарте или публичным судьей в Афинах можно было стать только после 60 лет. Когда Сократ был приговорен к смерти, его не считали стариком. Софокл написал свою последнюю пьесу в 82 года. Философ Исократ создал свой главный труд, трактат о воспитании, в 82 года, а в 98 лет покончил с собой, уморив себя голодом.
В чем же секрет "греческого чуда"? Это не очень ясно. В последующие века продолжительность жизни резко упала, хотя не произошло резких изменений климата или питания: народы Средиземноморья как питались в основном рыбой, оливами, фигами, запивая все это вином, так и продолжали питаться. Возможно, дело в том, что греки уделяли большое внимание гигиене тела и духа, гимнастике, диете. Был популярным лозунг "ничего слишком". В медицине большое внимание, согласно учению Гиппократа, уделяли гигиене и профилактике. В дальнейшем эта культура здорового образа жизни была во многом утрачена.
Впрочем, возможно еще одно объяснение: археологи и антропологи зачастую неверно оценивают возраст захороненных в древности людей по найденным костям. Так, в пятидесятых годах были обнаружены останки короля племени майя Ханаба Пакала, жившего в VII веке н.э. Антропологи, изучив кости, сказали, что этому человеку было около 40 лет. Лишь через три десятилетия, когда расшифровали иероглифы майя, удалось прочесть надпись на гробнице. Оказалось, что Ханаб Пакал прожил 80 лет. Древнегреческие письменные источники сохранились много лучше и гораздо легче читаются. Английский археолог Марк Поллард считает, что современные методы определения возраста по костям занижают возраст иногда на два-три десятка лет. Может быть, мы просто недооцениваем продолжительность жизни древних людей, так как письменных данных о них не существует.
Пожалуйста, оцените: является ли такая "контрразведывательная деятельность" продуктивной и полезной?
Очевидно, что для древних греков, указанное ныне соотношение причин смертности: 20% - это экология, 20% - генетика, 10% - система здравоохранения, 50% - это образ жизни, не должно быть характерным?
У выдающихся греков 50% смертности не были спровоцированными образом жизни.
Система здравоохранения в те времена не могла быть развита на современном уровне, но 10% смертности могли быть по причинам недоступности качественного здравоохранения для обычных людей, а также возникших осложнений болезней, их последствий, спровоцированных лечением, недостаточным лечением и невозможностью ограничения физических нагрузок в реабилитационный период.
Генетика могла являться причиной 20% смертей только по отношению к детям, а не к взрослым людям со сформированным иммунитетом? (знак вопроса поставлен для дальнейших размышлений над этим высказыванием).
Причиной 20% смертей в древней Греции могла ли быть экология, и что под этим подразумевать? По природно-климатическим условиям трудно на Земле найти более благоприятные условия для проживания и трудовой деятельности?
После "контрразведывательного" аналитического размышления над этой информацией, понятие научно-технического прогресса, по отношению к научной категории знаний "экология" становится очень не определённым.
Для исследования общественно-исторических процессов формирования общества, и развития в нём цивилизационных признаков гуманизма, необходимо привести и пример экстремальных условий жизни, которые приводят к развитию "звериных" обычаев в борьбе за выживание, отрывок из книги В. Г. Богораза «ЧУКОЧИ»:
Среди оленных чукоч много стариков. Есть семьи, в которых четыре поколения живут вместе, причем прадеду лет 70–75. Среди приморских чукоч стариков меньше, да и выглядят они стариками не столько от возраста, сколько от жизненных невзгод. Таких одряхлевших людей быстро уносит зараза. Настоящих стариков среди приморских чукоч не очень много.
Но есть и такая историческая информация:
"В обширной повести об Эленди и его сыновьях, которая описывает три поколения «сильных людей», о военачальниках нет речи. Эленди, его сыновья и внуки сами ведут войны с коряками и эскимосами, делают набеги на северо-американские поселки большей частью в одиночку, без посторонней помощи, разве только сам-друг с женою. Целью набегов и войн с эскимосами являются: тюленьи, моржовые кожи и ремни, китовое мясо и жир, а в войнах с коряками — оленьи стада и молодые пастухи, состоящие при них, которые превращаются в рабов.
Все это богатство чукотские богатыри забирают в свою собственную пользу, а отчасти делят его с ближайшими родственниками, чаще всего с родными братьями.
Можно привести ряд дополнительных аргументов, в достаточной степени веских, в подтверждение того, что чукоч не было развитой родовой организации и что их социальный строй, несмотря на позднейшее классовое расслоение, все же является весьма первобытным.
Прежде всего укажу на убийство стариков, которое существует и доныне, в особенности среди приморских чукоч. У оленных чукоч убийство стариков существует преимущественно в тех семьях, которые имеют приморское происхождение. Надо сказать, что положение стариков у приморских звероловов вообще не особенно почетно. Морской промысел требует большого напряжения физических сил, активности и смелости. Люди пожилые, естественно, отступают назад. Ведущее место занимает более молодое поколение, люди, находящиеся в полном расцвете физических и духовных сил. С уменьшением активности влияние стариков тоже уменьшается. Мало того, вся приморская жизнь с ее постоянным чередованием периодов жестокого голода с периодами сравнительного изобилия настолько тяжела, что она не дает места долговечности. Морские охотники скорее изнашиваются и раньше умирают.
Еще в XVIII веке экономические причины убийства стариков выдвигаются вперед очень четко. Мы имеем показания того же Бориса Кузнецкого. Там между прочим указано: «Когда у которого сына отец или мать придут в старость, то их у себя более не держат, а в бывающие морозы отвозят от своих жилищ вдаль и оставляют, где они и замерзают» (стр. 188).
У оленных чукоч эти причины отпадают вследствие появления и развития нового предмета собственности. Старики являются владельцами стада, даже если они впали в детство и стали слабоумными. То же относится к болезненным, хилым и даже искалеченным владельцам оленного стада. У оленных чукоч глубокие старики встречаются чаще и сохраняют значение дольше, чем у приморских.
В общем, однако, убийство стариков, которое раньше было связано с социально-экономическими причинами, теперь оторвалось от экономической базы и связалось с религией. Убийство старика является добровольной смертью, самообречением на жертву духам или предсмертным вызовом духам на последнюю борьбу.
Вывод: чем дальше люди отдалены от христианства и чем больше условия их жизни похожи на "звериное выживание", тем меньше у молодого поколения такого народа гуманизма по отношению к людям старшего поколения, которые являются хранителями культуры, носителями мудрости и духовности их народа.
Составитель "контразведывательной" информации - радиоэколог, медицинский психолог, 23.12.2021.