Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года Преамбула Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства, Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией. Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 4 Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Статья 5 Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Статья 6 Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Статья 8 Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 9 Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Статья 10 Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Статья 11 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. 2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено. Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Статья 13 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Статья 14 1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Статья 15 1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Статья 16 1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. 2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. 3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Статья 17 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Статья 20 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию. Статья 21 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Статья 22 Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статья 23 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Статья 24 Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Статья 25 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Статья 26 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей. Статья 27 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является. Статья 28 Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены. Статья 29 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций. Статья 30 Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНСКОЙ ССР ЗАКОН О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы (не полное содержание документа)
Чернобыльская катастрофе коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия. Создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы требует привлечения значительных финансовых, материальных и научных ресурсов. Раздел 1 Общие положения Статья 1. Цель и основные задачи Закона Закон направлен на защиту граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, и решение проблем медицинского и социального характера, возникших вследствие радиоактивного загрязнения территория, Статья 2. Определение категорий зон радиоактивно загрязненных территорий В зависимости от ландшафтных и геохимических особенностей почв, степени превышения природного доаварийного уровня накопления радионуклидов в окружающей среде, связанных с ними степеней возможного отрицательного воздействия на здорово населения, требований по осуществлению радиационной защиты населения и других специальных мер территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, делится на зоны. Такими зонами являются: 1 ) зона отчуждения - это территория с которой пройдена эвакуация населения в 1986 году; 2) зона безусловного (обязательного) отселения - это территория, подвергшаяся интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами, с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 15,0 Ки/км^2 и выше, или стронция от 3,0 Ки/км^2 и выше, или плутония от 0,1 Ки/км^2 и выше, а также территории с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 5,0 до 15,0 Ки/км^2 или стронция от 0,15 до 3,0 Ки/км^2, или плутония от 0,01 до 0,1 Ки/км^2 где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период; 3) зона гарантированного добровольного отселения - это территория с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 5,0 до 15,0 Ки/км^2 или стронция от 0,15 до 3,0 Ки/км^2 или плутония от 0,01 до 0,1 Ки/км^2, а также территории с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/км^2 или стронция от 0,02 до 0,15 Ки/км^2, или плутония от 0,005 до 0,01 Ки/км^2 где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период; 4) зона усиленного радиоэкологического контроля - это территория с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/км^2 или стронция от 0,02 до 0,15 Ки/км^2, или плутония от 0,005 до 0,01 Ки/км^2 а также территории с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 0,2 до 1,0 Ки/км^2 где эффективная эквивалентная доза облучения человека не должна превысить 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период. Дополнительные критерии загрязненности почвы радионуклидами могут устанавливаться Национальной комиссией радиационной защиты населения Украины. При определении уровня загрязненности почвы радионуклидами для разграничения категорий зон устанавливается 90-процентный показатель от общего количества замеров на плотность загрязнения, расположенных в порядке их возрастания. Границы этих зон устанавливаются и пересматриваются Советом Министров Украинской ССР на основе экспертных заключений Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины, Академии наук Украинской ССР, Министерства здравоохранения Украинской ССР, Государственного комитета Украинской ССР по защите населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Украинского республиканского управления по гидрометеорологии. Государственного агропромышленного комитета Украинской ССР, Государственного комитета Украинской ССР по экологии и рациональному природопользованию по представлению областных Советов народных депутатов. Карты указанных зон, перечень населенных пунктов, отнесенных к этим зонам, печатаются в республиканской и местной прессе. Статья 3. Условия проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору Условием проживания и трудовой деятельности населения без ограничений по радиационному фактору является получение дополнительной за счет загрязнения территории радиоактивными изотопами дозы, не превышающей уровня облучения 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год. Въезд в зоны отчуждения и безусловного (обязательного) отселения для постоянного проживания запрещается. Проживание населения в этих зонах разрешается только до завершения отселения. Порядок въезда для постоянного проживания в зону гарантированного добровольного отселения определяется специальным решением Совета Министров Украинской ССР. Направление молодых специалистов в возрасте до 35 лет после окончания высших и средних специальных заведений для работы в зонах отчуждения, безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения без их согласия запрещается.
Статья 6. Качество продуктов питания Продукты питания, в которых содержание радионуклидов не превышает установленных норм, признаются чистыми и пригодными для реализации и потребления. Производство продукции сельского хозяйства, радиоактивная загрязненность которой превышает установленные нормы, запрещается. Нормы содержания радионуклидов в продуктах питания, сельскохозяйственной продукции устанавливаются Национальной комиссией радиационной защиты населения Украины. Продукция, произведенная в зонах безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля, должна иметь сертификат, указывающий место ее производства, содержание радионуклидов, ответственного производителя этой продукции и контролера, проверяющего ее на содержание радионуклидов. Загрязненная радионуклидами продукция, поступившая в производство или для реализации в торговую сеть, подлежит изъятию, захоронению либо утилизации в установленном Советом Министров Украинской ССР порядке с возмещением государству затрат за счет лиц, виновных в ее производстве.
Статья 8. Информация об уровнях радиоактивного загрязнения Совет Министров Украинской ССР обеспечивает гражданам Украинской ССР предоставление полной, своевременной и достоверной информации об уровнях загрязнения радиоактивными веществами местностей, на которых они проживают или работают, о степени загрязненности радионуклидами продуктов питания и имущества, обо всех требованиях и условиях соблюдения режима радиационной безопасности, а также право общественного контроля за состоянием загрязнения.
Статья 17. Организация медицинского обследования и оздоровления лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы Совет Министров Украинской ССР, Министерство здравоохранения Украинской ССР, Министерство социального обеспечения Украинской ССР и Министерство народного образования Украинской ССР, государственные, общественные организации, исполкомы местных Советов народных депутатов организуют ежегодное медицинское обследование (диспансеризацию), санаторно-курортное лечение всех лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, вводят систему радиационно-экологического, медико-генетического, медико-демографического мониторинга на территории республики. Этими органами в регионах наибольшего сосредоточения пострадавших создаются специализированные центры, в том числе детские, для их обследования, лечения, социально-психологической реабилитации и профориентации. Граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, обязаны проходить обязательное обследование в медицинских учреждениях. Гражданам, ставшим инвалидами в результате Чернобыльской катастрофы, по достижении возраста женщинами 44 лет, мужчинами 49 лет, группа инвалидности устанавливается бессрочно. Гражданам, перенесшим лучевую болезнь любой степени и вследствие этого ставшим инвалидами I или II группы, инвалидность определяется бессрочно независимо от возраста. Пересмотр во Врачебно-трудовой экспертной комиссии этих инвалидов производится по их желанию.
Защита детей, потерпевших от Чернобыльской катастрофы Статья 25. Определение детей, относящихся к потерпевшим от Чернобыльской катастрофы К детям, потерпевшим от Чернобыльской катастрофы, относятся несовершеннолетние дети, которые: - эвакуированы из зоны отчуждения; - проживают или проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения; - проживают или проживали в зоне гарантированного добровольного отселения; - проживают или проживали в зоне усиленного радиоэкологического контроля; - родились после 26 апреля 1986 года от одного из родителей, являющегося участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или потерпевшим от Чернобыльской катастрофы, при условии, что они косвенно могли подвергнуться воздействию радиоактивного облучения; - получили дозу облучения щитовидной железы, превышающую уровни, установленные Министерством здравоохранения Украинской ССР и утвержденные Национальной комиссией радиационной защиты населения Украины, или болезни которых признаны связанными с влиянием последствий Чернобыльской катастрофы.
Статья 34. Компенсации гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения Гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения, выплачивается ежемесячное денежное пособие в связи с ограничением потребления продуктов питания местного производства и личного подсобного хозяйства в следующих размерах: - в зоне усиленного радиоэкологического контроля - 30 процентов от минимальной заработной платы в республике; - в зоне гарантированного добровольного отселения - 40 процентов от минимальной заработной платы в республике; - в зоне безусловного (обязательного) отселения - 50 процентов от минимальной заработной платы в республике.
Раздел VII Особенности регулирования труда граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения Статья 36. Оплата труда граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения Оплата труда граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения, производится по повышенным тарифным ставкам (сдельным расценкам) и должностным окладам с учетом уровня радиоактивного загрязнения изотопами цезия, сложности выполняемых работ и условий труда в следующих размерах: - от 1 до 5 Ки/км^ - на 20-30 процентов; - от 5 до 10 Ки/км^ - на 30-40 процентов; - от 10 до 15 Ки/км^ - на 40-60 процентов; - от 15 до 30 Ки/км^ - на 60-80 процентов; - свыше 30 Ки/км^ - на 80-100 процентов. Перечень видов работ и конкретные размеры процентных надбавок в зависимости от сложности работ и условий труда устанавливаются Советом Министров Украинской ССР. В таком же порядке повышаются пенсии, стипендии, пособия гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения. Пенсионерам, а также инвалидам, получившим инвалидность в результате Чернобыльской катастрофы, повышенная оплата может исчисляться из средней заработной платы, которую они получали до выхода на пенсию или установления инвалидности. Статья 37. Оплата труда военнослужащих, военнообязанных, вольнонаемных, несущих службу на территориях радиоактивного загрязнения 1. Военнослужащим, военнообязанным, вольнонаемным, призванным для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а также несущим службу на территориях радиоактивного загрязнения, где предусмотрены льготы по оплате труда для проживающего и работающего там населения, сверх средней заработной платы выплачивается повышенная оплата согласно статье 36 настоящего Закона за все календарные дни работы на основании справки, которая предоставляется воинской частью. 2. Военнослужащим воинских частей, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности Украинской ССР повышенная оплата начисляется также на должностные оклады и за воинское, специальное звание. Статья 38. Оплата труда работников, находящихся в командировке на территориях радиоактивного загрязнения Работникам, временно переведенным или командированным для работы на территории радиоактивного загрязнения, по основному месту работы сохраняется средняя заработная плата, выплачиваются суточные в размере, предусмотренном действующим законодательством. В зоне отчуждения суточные выплачиваются в повышенном размере, устанавливаемом Советом Министров Украинской ССР. Повышенная оплата труда на указанных территориях за выполненную работу производится в соответствии со статьей 36 настоящего Закона. Работникам, командированным на строительство объектов, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, вместо суточных выплачивается 75 процентов средней заработной платы по месту основной работы. Оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих строительство объектов по программе ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы за пределами зон радиоактивного загрязнения, производится по повышенным на 20 процентов тарифным ставкам (должностным окладам) с внесением указанных расходов в сметную стоимость объектов. Статья 39. Вознаграждение за выслугу лет работникам, отнесенным к категориям 1,2,3,4 Работники, отнесенные к категориям 1, 2, 3, 4, имеют право на ежегодное единовременное вознаграждение за выслугу лет, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, учреждений и организаций, места работы и воинской службы. Размер вознаграждения определяется соответствующими предприятиями и организациями, но не менее: При условии общего стажа работы Размер годового вознаграждения из расчета месячной тарифной ставки (должностного оклада, денежного содержания) от 1 до 3 лет 0,8 от 3 до 5 лет 1,0 от 5 до 10 лет 1,2 от 10 до 15 лет 1,5 свыше 15 лет 2,0 Пенсионерам ежегодно выплачивается вознаграждение в размере двухмесячной суммы пенсии. Статья 40. Оплата труда работников учреждений здравоохранения, народного образования и культуры Работникам специализированных учреждений Министерства здравоохранения Украинской ССР, которые постоянно заняты оказанием медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, должностные оклады повышаются на 25 процентов, а осуществляющим медицинское обслуживание, работающим в учреждениях народного образования и культуры на загрязненных территориях,- согласно контракту. Решение вопросов, связанных с обеспечением условий контракта, осуществляется Советом Министров Украинской ССР. Статья 41. Оплата труда работников, занятых специальной переработкой, утилизацией, исследованием сырья и материалов с повышенной радиоактивностью, а также контролем, ремонтом и специальной обработкой радиоактивно загрязненных технических средств Оплата труда работников, занятых специальной переработкой, утилизацией, исследованием сырья и материалов с повышенной радиоактивностью, производится по повышенным на 25 процентов тарифным ставкам (сдельным расценкам) и должностным окладам, при условии расположения предприятия за зонами радиоактивного загрязнения и постоянной мощности дозы внешнего облучения на рабочем месте свыше 50 микрорентген в час. На ремонте и обслуживании технических средств и оборудования, их специальной обработке, проведении дозиметрического контроля оплата труда производится по повышенным на 25 процентов тарифным ставкам (сдельным расценкам), должностным окладам при условии, что поверхностное загрязнение превышает установленные нормы. Статья 42. Оплата труда в выходные и праздничные дни на территориях радиоактивного загрязнения Оплата труда в выходные и праздничные дни на территориях радиоактивного загрязнения согласно действующему законодательству производится в двойном размере с учетом дополнительной заработной платы в соответствии со статьей 36 настоящего Закона.
Статья 45. Ежегодные отпуска работникам, работающим (находящимся в командировке) на территориях радиоактивного загрязнения 1. Лицам, работающим (находящимся в командировке) на территориях радиоактивного загрязнения, предоставляется ежегодный отпуск в зависимости от времени работы: - в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения продолжительностью 44 календарных дня за год работы без учета дополнительного отпуска. Общая продолжительность отпуска не должна превышать 56 календарных дней; - в зоне гарантированного добровольного отселения продолжительностью 37 календарных дней за год работы без учета дополнительного отпуска. Общая продолжительность отпуска не должна превышать 49 календарных дней; - в зоне усиленного радиоэкологического контроля продолжительностью 30 календарных дней за год работы без учета дополнительного отпуска. Общая продолжительность отпуска не должна превышать 42 календарных дней. 2. Во всех случаях продолжительность ежегодного отпуска не должна быть меньше предусмотренной действующим законодательством для любой категории работников.
Статья 62. Финансирование расходов, связанных с введением в действие настоящего Закона Финансирование расходов, связанных с введением в действие настоящего Закона, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. ,
Председатель Верховного Совета Украинской ССР Л. КРАВЧУК г. Киев, 28 февраля 1991 года N 796-XII
З А К О Н СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы (не полное содержание документа)
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года вызвала крупнейшую по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологическую катастрофу, стала общенародным бедствием, затронувшим судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Возникли новые социальные и экономические условия в районах, где сформировались зоны повышенного радиоактивного загрязнения вследствие аварии, особое положение для граждан, вынужденных эвакуироваться или переселиться из загрязненных радионуклидами территорий либо продолжающих на них проживать, работать и проходить воинскую службу, а также для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и задачи Закона
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан СССР, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствий, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие этой аварии, эвакуированных или выехавших на новое место жительства с радиоактивно загрязненных территорий, и иных категорий граждан, определенных настоящим Законом. Закон регулирует режим территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие этой катастрофы, условия проживания и медицинского обслуживания населения, осуществления хозяйственной, научно-исследовательской и другой деятельности на этой территории.
Статья 3. Право граждан на возмещение ущерба, получение компенсаций и льгот
Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, льготное медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу на загрязненной радиоактивными веществами территории, в условиях действия неблагоприятных факторов, вызванных этой катастрофой. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеют право на возмещение ущерба, причиненного на территории СССР их здоровью и имуществу, а также на иные компенсации и льготы в соответствии с законодательством Союза ССР. Реализация прав граждан, установленных настоящей статьей, гарантируется государством.
Статья 5. Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, основывается на разработанных Академией наук СССР совместно с республиканскими академиями наук положениях Концепции проживания населения в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС: 1) основным показателем для принятия решений о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения ущерба является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате аварии на Чернобыльской АЭС; 2) допустимым и не требующим каких-либо вмешательств является дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате аварии на Чернобыльской АЭС, дающее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 миллизиверт (0,1 бэр); 3) защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1991 году и в последующие годы более 1 миллизиверта (0,1 бэр) в год. Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет снижения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений, нарушающих привычный образ жизни. Оптимизация достижения этих целей проводится с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения до уровня 5 миллизиверт (0,5 бэр) в 1991 году с максимально возможным, оправданным экономическими и социальными факторами снижением этого предельного уровня вплоть до 1 миллизиверта (0,1 бэр) в год; 4) необходимо завершить обязательное отселение из населенных пунктов, указанных в Государственной союзно-республиканской программе неотложных мер на 199О-1992 годы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; 5) человек, проживающий на загрязненной радионуклидами территории, имеет право на основании представляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства.
Раздел II. РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ, ПОДВЕРГШЕЙСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ
Статья 6. Зоны радиоактивного загрязнения
Действие настоящего Закона распространяется на территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшиеся загрязнению окружающей среды радиоактивными веществами вследствие чернобыльской катастрофы, которые подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с проведением защитных мероприятий, направленных на снижение облучения населения, и правом граждан на получение компенсаций при их добровольном отселении из этой зоны (в дальнейшем именуется - зона проживания с правом на отселение); зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы указанных зон устанавливаются и, в зависимости от радиационной обстановки, а также с учетом других факторов, пересматриваются не реже чем один раз в три года Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с органами, уполномоченными Правительством СССР. Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливается настоящим Законом и законодательством РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.
Статья 7. Зона отчуждения
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия настоящего Закона - зоной отселения) - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 году население было эвакуировано. В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Виды хозяйственной деятельности и природопользования, порядок их осуществления устанавливаются Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР. Эксплуатацию Чернобыльской АЭС и связанную с ней хозяйственную деятельность, а также проведение работ по выводу энергоблоков этой станции из эксплуатации осуществляет орган, уполномоченный Правительством СССР, в сроки, согласованные между Правительствами СССР и Украинской ССР.
Статья 8. Зона отселения
Зона отселения - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зоны отчуждения, на которых плотность загрязнения почв цезием-137 составляет выше 15 кюри/кв. км, или стронцием-90 - выше 3 кюри/кв. км, или плутонием-239, 240 - выше 0,1 кюри/кв. км. На территориях этой зоны, на которых плотность загрязнения почв цезием составляет выше 40 кюри/кв. км, или стронцием-90 - выше 3 кюри/кв. км, или плутонием-239, 240 - выше 0,1 кюри/кв. км, а также на территориях зоны с плотностью загрязнения почв цезием 15-40 кюри/кв. км, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений вследствие чернобыльской катастрофы может превысить 5 миллизивертов (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. На остальных территориях зоны граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства или проживании на этих территориях, имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных настоящим Законом. С учетом ландшафтных и геохимических особенностей территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР могут относиться к указанной зоне отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений вследствие чернобыльской катастрофы может превысить 5 миллизивертов (0,5 бэр). В зоне обеспечивается обязательный регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение его облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. Режим проживания в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР.
Статья 9. Зона проживания с правом на отселение
Зона проживания с правом на отселение - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения и отселения, с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Кюри/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 миллизиверт (О,1 бэр), и принявшие решение о выезде из этой зоны на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций за утраченное в связи с переездом имущество и на другие компенсации и льготы, установленные настоящим Законом. С учетом ландшафтных и геохимических особенностей территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР могут относиться к указанной зоне отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений вследствие чернобыльской катастрофы превышает 1 миллизиверт (0,1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами могут устанавливаться Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР. В зоне обеспечивается обязательный регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение его облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществление на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведение мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР.
Статья 10. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения, отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 миллизиверт (О,1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами могут устанавливаться Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР. В указанной зоне осуществляются периодический радиационный контроль и медицинский контроль за состоянием здоровья населения.
Статья 11. Экологическое оздоровление территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению
На территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, нанесенного природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, проведение мероприятий по возврату радиационно загрязненных территорий в хозяйственный оборот. Организация и обеспечение контроля за экологической обстановкой на указанных территориях, планирование и осуществление мер по их экологическому оздоровлению осуществляются Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с Правительством СССР. Статья 23. Организация медицинской помощи и радиационной защиты лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
Лица, указанные в статье 12 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся в послеаварийный период в условиях, при которых на них косвенно могло оказать влияние радиоактивное излучение, подлежат специализированному медицинскому наблюдению (диспансеризации). Для обеспечения их персонального учета создается Государственный регистр. Оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, и проведение их диспансерного наблюдения осуществляются учреждениями здравоохранения по месту их жительства или работы. Специализированное медицинское обслуживание этих лиц обеспечивается учреждениями здравоохранения, перечень которых, а также порядок оказания медицинской помощи и проведения диспансеризации определяются органами, уполномоченными Правительством СССР, Правительствами РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и других республик. Установление причинной связи заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС лицам, указанным в пункте 1 статьи 12 настоящего Закона, осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, утвержденными органами, уполномоченными Правительством СССР, и правительствами союзных республик. Причинная связь между частичной или полной потерей трудоспособности пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан признается установленной, если указанными советами и комиссиями не подтверждено отсутствие такой связи. Лица, не удовлетворенные решениями указанных экспертных советов и военно-врачебных комиссий, имеют право обратиться с просьбой о повторном рассмотрении дела в Центральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, образованный органами, уполномоченными Правительством СССР. При установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности вследствие заболевания в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 12 настоящего Закона, а также эвакуированных из зоны отчуждения, она признается связанной с аварией на Чернобыльской АЭС без освидетельствования этих лиц межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. В районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, обеспечивается необходимый уровень экологической защиты населения. С этой целью специальными службами органов, уполномоченных Правительством СССР, Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, осуществляется государственный надзор, включающий контроль за состоянием окружающей среды, в том числе за радиационной обстановкой на всей загрязненной территории, содержанием вредных веществ (в том числе радионуклидов) в питьевой воде, продуктах питания и сельскохозяйственной продукции местного производства, а также за дозами внутреннего и внешнего облучения населения.
Статья 24. Социальная защита, медицинское обслуживание и оздоровление детей и подростков
В целях обеспечения социальной защиты, медицинского обслуживания и оздоровления детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, а также эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения и зоны проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, предоставляются дополнительные льготы: указанным детям и подросткам: 1) бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям в санаториях соответствующего профиля, в том числе в санаториях "Мать и дитя"; 2) бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей); 3) бесплатный проезд (туда и обратно) совместно с одним из родителей или заменяющим его лицом по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом до места лечения или санаторно-курортного лечения по направлению медицинских учреждений с правом первоочередного приобретения билетов; 4) ежегодное бесплатное оздоровление в пионерских лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях, а в случае невозможности предоставления путевки - получение денежной компенсации в размере ее средней стоимости; 5) в случае заболевания кроветворных органов (острые лейкозы), щитовидной железы (аденомы, рак), злокачественными опухолями дети и подростки имеют право на льготы, предусмотренные статьей 13 настоящего Закона; родителям детей в возрасте до 14 лет: 1) оплата больничных листов в размере 100 процентов (одному из родителей) по уходу за больным ребенком независимо от стажа работы; 2) пребывание одного из родителей с больным ребенком в лечебном учреждении (по рекомендациям врачей) в течение всего времени лечения с выдачей и оплатой больничного листа. В случае невозможности нахождения родителей с ребенком во время лечения действие пунктов 1 и 2 части второй настоящей статьи распространяется на другое лицо, ухаживающее за ребенком. Порядок медицинского обслуживания и оздоровления детей и подростков, указанных в настоящей статье, определяется органами, уполномоченными Правительством СССР и Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, с участием общественных объединений. На детей и подростков, проживающих в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, распространяются льготы, предусмотренные пунктами 1, 2 и 5 части первой настоящей статьи, а также право на льготное оздоровление в пионерских лагерях общего типа и по медицинским показаниям в оздоровительных учреждениях.
Статья 25. О дополнительных льготах, не предусмотренных настоящим Законом
Правительства республик, исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные объединения могут принимать в пределах их полномочий дополнительные меры по обеспечению продуктами питания, улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Статья 26. О возобновлении жизнедеятельности населения в зонах отчуждения и отселения
Возобновление постоянного проживания населения в населенных пунктах и районах зоны отчуждения и зоны отселения, в том числе реэвакуация населения, возможно только на добровольной основе после снижения в этих пунктах и районах радиоактивного воздействия до уровней, не требующих каких-либо ограничений, и создания необходимых условий для проживания и трудовой деятельности населения. Решение о возобновлении постоянного проживания населения в указанных зонах, в том числе и реэвакуации населения, принимается Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.
Статья 33. Требования к продуктам питания и товарам народного потребления, производимым на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы
Производство для непосредственного использования населением продуктов питания и товаров народного потребления, загрязненных радиоактивными веществами вследствие чернобыльской катастрофы выше уровней, установленных уполномоченными Правительством СССР органами, запрещается. В случае поступления таких продуктов и товаров для реализации они подлежат изъятию местными органами власти. Лица, виновные в нарушении требований настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.
Статья 34. Право граждан и общественных объединений на информацию
Граждане и общественные объединения СССР имеют право на своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой. Информация предоставляется учреждениями и организациями, уполномоченными для этого Правительством СССР, и правительствами республик. Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и средств массовой информации несут ответственность за умышленное искажение или утаивание объективных данных по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.
Президент Союза Советских Социалистических Республик М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль 12 мая 1991 г. N 2146-I
Из личного комментария к этим документам, могу написать так: У любых последствий должны быть свои причины... Для поиска ответов на многие вопросы, нужно искать сами вопросы или проблемы, которые их породили. Читать вопросы и о причинах, которые их породили, нужно на оригинальном языке и в первоначальной трактовке.
Должно ли государство устанавливать общественно-правовые взаимосвязи между Всеобщей декларацией прав человека и теми документами, которые считаются законодательными актами?
Закон становиться Законом тогда, когда он действует, а если он написан и не действует, то это - не закон, а документ.
20.01.2022 года, автор личного комментария - радиоэколог, медицинский психолог. Если в названия села содержится корень "зубр", это может означать, что в каком-то историческом прошлом он обитал в тех краях?...
|